Статьи и публикации

ПЕРВИЧНАЯ ТЕРАПИЯ ЯНОВА
        (primal therapy). Янов (Janov A.) — американский психолог, на протяжении ряда лет преподавал глубинную психотерапию в психиатрическом госпитале психоаналитической ориентации, являлся сотрудником психиатрического отделения детской клиники в Лос-Анджелесе. В конце 60-х гг. были сформулированы основные положения П. т. Я., которые получили дальнейшее развитие в деятельности Института первичной терапии в Лос-Анджелесе.
        В основе П. т. Я. лежит положение о том, что травмы, пережитые в детстве и вытесненные в процессе взросления, а также ранние неудовлетворенные потребности ведут к неврозам и психозам. Янов называет эти травмы первичными. Пережитые в далеком прошлом, неотреагированные, они сохраняются у человека в виде напряжения или трансформируются в механизмы психологической защиты. Первичные травмы и неудовлетворенные потребности препятствуют естественному продвижению через все стадии развития, которые проходит каждый человек, не дают стать «настоящим». Пресекается нормальный доступ человека к его чувствам. Напряжение, связанное с первичными травмами, может приводить к физиологическим реакциям, таким как головная боль, язвенная болезнь и др.
        П. т. Я. строится на том, что человек должен заново пережить первичную травму, возвратиться в ситуацию, вызвавшую ее, и освободиться от нее при помощи крика. Если это ему удается, считается, что он стал «настоящим».
        Цель П. т. Я. состоит в том, чтобы избавиться от всего «ненастоящего», что заставляет человека употреблять алкоголь или наркотики, курить или принимать опрометчивые, необоснованные решения только потому, что иначе он не может справиться с постоянно увеличивающимся внутренним напряжением. «Ненастоящее» вынуждает человека жить в прошлом, не меняться и не менять способ восприятия мира и в 40 лет сохранять образ жизни подростка. Его слова и действия обусловлены его неврозом, так как он не способен освободиться от чувств, возникших в каких-то ситуациях в прошлом. Обучение в П. т. Я. необходимо для того, чтобы идентифицировать чувства и ощущения, вызванные ранними травмами, выразить их и испытать терапевтические изменения.
        П. т. Я. применяется для лечения пациентов разных возрастов, как подростков, так и взрослых. В задачу психотерапевта входит убедить пациента, что от него самого зависит, сумеет ли он соприкоснуться с теми чувствами, которые возникли вследствие первичных страданий. П. т. Я. предполагает следование жесткому набору инструкций и отказ от приобретенных в результате сдерживаемого напряжения привычек (от употребления алкоголя, наркотиков, курения). Первая фаза психотерапии продолжается примерно 3 недели, и в это время нельзя посещать школу или службу. Курс лечения очень интенсивный — с пациентом занимаются ежедневно, иногда до 3 часов в день. По окончании третьей недели больной включается в работу первичной психотерапевтической группы, которая встречается 2-3 раза в неделю на протяжении 8-12 месяцев.
        Тщательно спланированный процесс П. т. Я. начинается с обсуждения проблем пациента с получившим специальную квалификацию психотерапевтом. Во время психотерапевтических занятий вскрываются ранние воспоминания, обиды и раны. Психотерапевт побуждает пациента к тому, чтобы заново «физически» пережить их, фиксируя появление напряжения, психологической защиты и пр. Основная задача психотерапии на этом этапе заключается в постепенном ослаблении психологической защиты. Когда пациент приступает к работе в психотерапевтической группе, обсуждение его проблем продолжается; теперь он вступает в самые разнообразные взаимоотношения с другими членами группы, что может способствовать переживанию большего количества первичных эмоций, чем в индивидуальной психотерапии. Пациенты вспоминают травмирующие события раннего детства, вплоть до рождения. Задача психотерапевта на этом этапе — направлять пациента в поиске именно тех событий, которые вызвали эти разрушающие его чувства, без выражения которых невозможно исцеление. Конфронтация с чувствами часто приводит к напряжению и конвульсивным движениям. Групповая психотерапия сочетается с обучением глубокому дыханию, для того чтобы пациент избавился от поверхностного, невротического дыхания и приблизился к переживанию первичного страдания. Психотерапевт работает также над изменением манеры речи больного, которая рассматривается как один из защитных механизмов. Пациента просят «принимать страдание» в то время, когда он говорит; это означает замедлять быструю речь или представлять себе, что твой голос принадлежит кому-то другому. Цель этих разнообразных приемов одна — дать человеку возможность соприкоснуться с первичными переживаниями и, полнее осознав свои чувства, обрести способность их выразить.
        По мнению Янова, пациенты, прошедшие курс П. т. Я., сбрасывают бремя прежних страданий и начинают лучше справляться с жизненными ситуациями. Они не нуждаются в такой степени, как раньше, в признании и принятии другими людьми. Их действия приобретают смысл и становятся «настоящими», что способствует обретению душевного комфорта и социального статуса. Освобождение от напряжения, новое самоощущение позволяют пациенту, прошедшему курс П. т. Я., точнее оценивать свое эмоциональное и физическое состояние в любой ситуации.
        Быть «настоящим», по мнению Янова, означает быть свободным от тревоги, депрессии, фобий, быть способным жить настоящим, без навязчивого стремления удовлетворять свои потребности.
        П. т. Я. была одним из первых методов психотерапии, который радикально отошел от психоанализа, придавая большее значение сосредоточению на чувствах и переживанию целостности своего «Я».
 

 

 

 

НЕВРОЗ

Большую роль в формировании невроза играют такие переживания, как чувство вины, страх потери любви, страх наказания, а чувства соперничества, ревности мешают строить удовлетворяющие отношения.

На сознательном уровне человек не знает, чего он опасается и за что испытывает вину, а неразрешенный конфликт, стоящий за этими чувствами, выражается в разнообразных симптомах, сексуальных нарушениях, различных торможениях, нарушениях сна и т.п.

Когда человек находятся во власти бессознательных конфликтов, требующих своего разрешения, желаний, которые не могут быть осуществлены, то для поддержания психического равновесия ему приходится тратить много энергии. Энергия тратится также на удержание в бессознательном вытесненных фантазий, желаний, поскольку если они проникнут в сознание, это чревато значительным возрастанием тревоги, чувства вины. Отсюда одна из частых жалоб на постоянную усталость, апатию, невозможность сосредоточиться.

 

Психотерапевты и знахари. 

   В среде психотерапевтов часто можно услышать сетования на засилье знахарей и целителей. По приблизительным оценкам, знахарей в Казани в 10 раз больше чем дипломированных психотерапевтов. Среди причин называют особое «магическое» мышление россиян, кризис официальной медицины, снижение образовательного уровня.

   Попробуем разобраться. На мой взгляд, знахарство вполне можно считать психотерапией, поскольку оно пытается изменить проблемное поведение и переживания  с помощью взаимодействия между целителем и пациентом.

   Крах личных отношений, тревога, депрессия – со всеми этими проблемами мы сталкиваются повседневно. В культурах промышленно развитых стран оказание помощи предполагается только психотерапевтами. Люди, воспитаны таким образом, что визит к врачу-психотерапевту или психологу является единственно возможным и приемлемым. В этих культурах визит к колдуну или магу будет встречен непониманием и осуждением со стороны близких и коллег. В культурах же, менее  развитых стран помощь оказывается знахарями, медиумами, жрецами. Они используют методы соответствующие мировоззрению людей. То, что считается нормальным в одной культуре (например, слуховые галлюцинации, встречи с призраками или духами природы), в другой культуре совершенно неприемлемо. Проблемы, с которыми сталкиваются люди в одной культуре (сглаз, порча, одержимость дьяволом) неизвестны в других культурах.

   Вероятно, наша страна находится посередине между культурой промышленных стран и традиционными культурами.

   Отметим, что успех терапии, как психотерапевта, так и целителя зависят от нескольких переменных:

1. сходности мировоззрения пациента и специалиста;

2. если личные качества специалиста вызывают у пациента положительные реакции;

3. если пациент уверен в том, что лечение будет успешным;

4. если в  результате лечения у пациента возникает ощущение контроля и это придает ему дополнительные силы.

Сравнительные исследования показали, что целители бывают в той же мере успешными (или неуспешными) как и дипломированные психотерапевты.

Ситуация же в Казани такова, что к психотерапевтам или знахарям обращаются разные «миры». К психотерапевтам чаще идут люди рационального склада мышления, с чуть лучшим образованием и несколько моложе. К целителям же, идут те, кто более подвержен магическому мышления, люди, верящие в чудо, те, кто сохраняет языческое мировоззрение. Принадлежность к религии или атеизму не имеет особого значения, верующие скорее пойдут к психотерапевту, т.к. большинство религий осуждают ведовство.

   Таким образом, важно именно мировоззрение человека, которое практически не меняется с возрастом, и поэтому, нравится нам или нет, но пациенты знахарей и целителей так и останутся с ними. Просто потому, что именно у них они находят большее понимание и поддержку. И врачам-психотерапевтам не стоит бороться за этот «мир», хотя бы потому, что мы говорим на разных языках и не сможем оказать   эффективную помощь. Будем надеяться, что лет через 50-100 ситуация изменится. Может быть…

   Марат Нуруллин, врач-психотерапевт

 

 

Песочная терапия

 

Мы используем в своей работе разнообразные методы работы с детьми и взрослыми, в том числе - песочную психотерапию. Песочная терапия незаменима при работе с детьми и взрослыми, имеющими эмоциональные или ситуационные трудности, с теми, кто пережил разные виды насилия, с теми, кто слишком часто чувствует, что их «не слышат», кто затрудняется выражать себя словами, кто страдает «психосоматическими» заболеваниями, во многих других случаях.

Иногда лучшей терапией является возможность позволить невидимому стать видимым. Привидения и ужасы ночи испаряются, освещенные работой в песке.

В работе используются наборы предметов и фигурок, представляющих все то, с чем человек может встречаться в жизни: люди, разные персонажи, домашние и дикие животные, символы цивилизации, природы, духовности и многое другое.

Человек может спонтанно выбрать и расположить на песке фигурки, или создать заранее задуманную картину. Выбирается все то, что нравится или пугает, как бы «просится» быть взятым или отталкивает. Песочные картины могут - как раскрепощать, так и объяснять, - привнося глубину визуального понимания в то, что так часто трудно выразить словами. Сам по себе процесс построения картин на песке в атмосфере понимающего принятия со стороны терапевта, может быть релаксирующим, целительным.

 

 

 


×
Компания «Опора»